Рай земной К людям, которые начинают свои статьи с фразы «о, край земли – это райское место Бали!», мне всегда хотелось применить карательные меры. Раньше. До того, как я там побывала...
читать дальше
По всей видимости, у тех, кто все-таки туда долетел (беспосадочный перелет «Трансаэро», безусловно, очень удобно, но долго – тринадцать часов…), а потом вернулся обратно в Москву (…плюс пять часов ожидания багажа в обесточенном после ледяного шторма Домодедово), открывается третий глаз, позволяющий философски взирать на недостатки окружающих и не сердиться по пустякам.
Аэропорт Денпасара встретил нас улыбчивыми девушками, так и норовящими надеть ожерелье из цветов франжипани на шею вновь прибывшим, увешанным багажом. А также проливным дождем. Сезон дождей здесь длится с ноября по февраль, однако это вовсе не значит, что отдых из-за этого страдает.
Во-первых, дождь идет максимум час-два в день – в остальное время светит солнце, а температура в любое время суток держится в районе +30оС. Кстати, даже в самый пасмурный, дождливый день солнцезащитный крем с SPF 30 – абсолютный must have. С Бали я привезла множество фотографий, сделанных на второй день пребывания, на которых мое лицо и плечи – краснее помидора. Это я обгорела накануне. За пятнадцать минут, пока шла из отеля в отдельно стоящее SPA. Под дождем. В декабре.
Во-вторых, даже в дождь здесь есть чем заняться.
Убуд
Убуд, откуда я решила начать свое путешествие, расположен в 27 км от аэропорта Денпасар. «Это далеко, часа три езды», – улыбается водитель. На всякий случай оглядываю автомобиль – вполне себе европейский. Дорога тоже, на первый взгляд, ничем не отличается от тех, что я видела… Однако до отеля Ubud Hanging Gardens приходится ехать ровно указанное время. Все дело в том, что дорога, которая ведет из Денпасара в Убуд, – всего одна. Она до того узка, что двум машинам, что едут навстречу, на ней просто не разъехаться. Приходится одному из водителей сдавать назад до ближайшего поворота, пропускать тех, кто едет по встречной, потом возвращаться обратно… И так каждые несколько минут. При этом абсолютно никто не нервничает. Водители, даже незнакомые, высовываются из окон, переговариваются, смеются, обмениваются приветствиями и местными новостями…
Наверное, именно поэтому жители Бали предпочитают автомобилям более маневренные скутеры и мотоциклы. Их тут просто нереальное количество. Ездят и стар и млад: пожилые священники, беременные мамочки с двумя-тремя малышами – даже дети лет по 6–8, едва начав доставать до руля, разъезжают по балийским дорогам. Прав у них никто не спрашивает, при этом аварий здесь практически нет.
Как и преступности. На мой вопрос, не опасно ли туристам гулять по ночам, сопровождающий смотрит с удивлением. А чего бояться? Балийцы – очень мирные и, в среднем, сравнительно состоятельные. Тех же скутеров в домах – едва ли не по числу членов семьи. При каждом доме обязательно есть свой собственный храм, в который нужно ежедневно приносить пожертвования – в основном еду. Очень удачно, что на Бали собирают по три урожая в год!
В окрестностях Убуда процветают ремесла. Каждая деревенька специализируется на каком-то своем мастерстве: кто-то добывает и обрабатывает камни для построек, кто-то делает легкую и очень красивую мебель из ротанга, кто-то специализируется на изготовлении серебряных украшений или добыче полудрагоценных камней, кто-то создает скульптуры и статуи из камня и мрамора – такие приятно представить в собственном саду. Неудивительно, что абсолютно у всех, кто уезжает с Бали, случается перевес багажа!
Впрочем, главное в Убуде – это виды. Этот город расположен далеко от океана – километрах в двадцати (то есть, по местным меркам, часах в двух езды), однако он до того захватывающе красив, что просто дух захватывает! На горах, покрытых лесами, то и дело встречаются храмы: в праздничные вечера, во время служб, они загораются огнями – туда едут целые процессии нарядно одетых людей, освещая себе путь фарами скутеров. В оврагах прячутся грозовые облака. Сидеть на веранде отеля с подходящим случаю коктейлем, глядя, как вдалеке то и дело вспыхивают молнии, – удивительное ощущение. Неудивительно, что фильм «Есть, молиться, любить» снимали именно в Убуде. Прохаживаясь по центральному рынку города, где представлен весь цвет местных ремесел – от украшений и кокосовой посуды до шелковых платков по $5, – легко представить себя Джулией Робертс. Или Хавьером Бардемом, если это вам ближе.
Правда, героиня актрисы жила в Four Seasons, а я выбрала Ubud Hanging Gardens. «Съемочная группа приходила и к нам, – уверяет меня управляющий отеля. – Им все очень понравилось, кроме расположения. Все-таки Four Seasons поближе к центру города, а для сюжета это было принципиально».
То, что голливудские звезды по достоинству оценили Ubud Hanging Gardens, – неудивительно. Здесь все, кажется, создано под знаком privacy – личное пространство, приватность. Виллы расположены на склоне холма одна над другой так, чтобы сверху было видно лишь соломенные крыши. От соседей сбоку защищают лесные заросли. Потому что ну а вдруг вы захотите полностью слиться с природой и поплавать в костюме Евы в личном бассейне, что с одной стороны заканчивается километровым обрывом? Ну а если все же захочется все-таки навестить тех, кто живет рядом, к вашим услугам – собственный фуникулер.
Чтобы попасть в местное SPA, нужно спуститься вниз, к реке, по сотне-другой ступенек (фитнес-вариант) пешком или проехать на том же фуникулере (релакс-вариант). Основа местного SPA – ароматерапия. Перед началом процедуры, в зависимости от вашей конечной цели (бодрость, релакс, гармония), вам предложат на выбор несколько видов масел, которое станут использовать во время сеанса. То, что показалось вам самым приятным по запаху, – и есть самое подходящее. Органы чувств, считают здесь, не обманешь. Специализируются здесь, понятное дело, на балинезийском массаже. Он – основа любого SPA-пакета: и «Романтический побег» (массаж лица и тела + ароматическая ванна), и «Роскошь» (массаж «айюнг» травяными мешочками, травяная ванна, массаж ступней), и «Выбор мужчин» (массаж, прикладывание мешочков с целебными травами к акупунктурным точкам, травяная ванна). Лежа на массажном столе, слушаешь шум реки и шелест леса – полное ощущение слияния с природой!
В кафе Diatas Pohon оздоровление стоит продолжить SPA-меню: местный шеф (тайка, специализирующаяся на кухне фьюжн) делает необычные и очень легкие блюда и напитки – от минестроне с экзотическими фруктами до смесей свежевыжатых соков из моркови и имбиря. Второй, к слову, очень усиливает детокс-эффект SPA.
Готовит она так здорово и необычно, что я даже решила напроситься к ней на мастер-класс. Там-то и выяснилось: вся суть – не только в рецептах, но и в свежайших и необыкновенно вкусных местных продуктах. А рецепты… Ну а что рецепты? Возьмите свежепойманных креветок и свежесобранные овощи, добавьте свежеприготовленную смесь специй… Впрочем, подозреваю, что она знает еще какой-то секрет.
В последний вечер в отеле управляющий пригласил нас с друзьями на ужин… на территорию древнего храма. Мы спустились по сотне узких, опасно скользких ступенек, перешли по мостику небольшую, но весьма бурную речку, сели за стол, накрытый под открытым небом… И тут пошел ливень! Однако мы и не подумали уйти – просто открыли зонтики и продолжили торжество. Невероятное ощущение: вокруг темнота, шуршит дождь, а мы в вечерних платьях пьем розовое местное игристое вино и светски беседуем. Такие мероприятия здесь проводят, в частности, для влюбленных пар – могут устроить романтический вечер в этом действительно невероятно красивом месте. Незабываемо. Даже в одиночку.
Цена: от $475 за виллу. SPA: лицо и тело – от $81; пакеты – от $169.
Джимбаран
Налюбовавшись волшебными видами Убуда, я отправилась дальше – к океану. Этот город находится еще ближе к аэропорту Денпасара (17 км), он – пляжный, тусовочный, веселый. Множество кафе, ресторанов, магазинов… Впрочем, и цены здесь выше, чем в Убуде: туристы традиционно предпочитают отдыхать у воды, так что поток покупателей не иссякает. Однако почти все пляжи в Джимбаране, как и везде на Бали, общественные. Похвастаться своим собственным участком песка у воды могут очень немногие – например, отель Jimbaran Puri Bali.
Именно на пляже расположен его SPA-центр с видом на Индийский океан. Под шум волн мастера делают самые разные массажи, устраивают для вас ароматические ванны с целебными травами и лепестками роз, предлагают аюрведические процедуры и уходы для лица, рук, ног и области декольте. Во всех процедурах используется фирменная для отеля косметика на основе местных ингредиентов – кокоса, ванили, специй и цветов франжипани. SPA-меню здесь обширное, а SPA-пакеты начинаются от $77 и обязательно включают скраб. Ведь как обойтись без пилинга, если ваша цель – идеальный загар?
В ресторанах отеля царствует шеф-повар Микеле Греччо – мастер простых, но очень вкусных рецептов, в которых акцент делается на вкусе продуктов. «Я много путешествую, вот почему в моих блюдах смешиваются самые разные вкусы, – говорит Микеле. – В какой бы стране я ни работал, везде стараюсь использовать местные продукты и добавлять в свои рецепты местный колорит». Результат получается действительно незабываемый.
Выход из коттеджей здесь – прямо к океану, зато при виллах есть свой собственный бассейн, да и для уединения больше возможностей: они расположены в некотором отдалении от пляжа. При этом постояльцам вилл положен личный дворецкий. Сделать он может все или почти все: и вызвать для вас в нужное время такси, и продумать для вас развлекательную программу, и собрать багаж. Последним советую обязательно воспользоваться: чтобы застегнуть свой чемодан в Убуде, мне пришлось встать на него и немного попрыгать. Из Джимбарана я уезжала с гораздо большим количество вещей – и при этом значительно постройневшим чемоданом.
Возможностей для вдумчивого шопинга в Джимбаране множество. Кроме уже привычного шелка, ротанга и разнообразной посуды, инкрустированной перламутром, отсюда стоит везти украшения. В окрестностях города находится мануфактура знаменитого и очень модного ювелира Джона Харди. Его кольца и серьги из переплетенного серебра с золотом в восточном стиле стоят у нас так дорого, что только из-за них одних стоит съездить в Джимбаран. Производство здесь – коммуна, в которой живут и работают мастера и их семьи; а главный выставочный зал (он же магазин) – бамбуковая постройка, у которой две стены вместо четырех и где все ходят по соломенному настилу босиком, рассматривая немыслимой красоты украшения. Здесь, в магазине при фабрике, они продаются по куда более приятной и разумной цене.
Единственная неприятность в том, что на Бали продавцы постоянно забывают напомнить про налог на продажу, который вам не возвращают на границе, а, наоборот, прибавляют к стоимости прямо на месте. А налог этот, между прочим, 21%.
Еще одна невероятно популярная ювелирная мануфактура, совмещенная с магазином, – UC Jewelery. Плакаты ее – буквально на каждой рекламной поверхности Бали. Выбор здесь – огромный, цены – невероятные (я, например, купила себе очень красивые серьги из серебра с золотом всего за $30). Но если вам скажут, что на этой мануфактуре есть «тот же Джон Харди, но дешевле», – не верьте. То, что здесь делают именно в его стиле, – даже дороже. И разумеется, без подписи мастера.
Привезти из Джимбарана стоит и кофе «лювак», который добывают только здесь, на Бали. Как, вы не знаете легенду самого дорогого в мире кофе? Тогда усаживайтесь поудобнее. В Индонезии живет милый, похожий но енота зверек – мусанг, или виверровая кошка. В его пищеварительном тракте содержится особый фермент – цибетин, который используют в парфюмерной промышленности. Содержится он в пищеварительном тракте и сообщает всему, что через него проходит, особый аромат. Заметившие эту особенность индонезийцы организовали на этом интересный бизнес. Они кормят мусанга кофейными зернами, а когда он избавляется от остатков естественным путем, собирают их, моют (надеюсь!), обжаривают и продают. Считается, что такой кофе обладает чудесным карамельным вкусом и стойким ароматом. Стоит он на Бали примерно $20 за 100 г. У нас – в разы дороже.
Цена: от $200 – за коттедж; от $600 – за виллу. SPA: лицо – от $45; тело – от $30; SPA-пакеты – от $77.
Гаспаччо по-балийски
«Готовить для других – очень самоотверженная работа, – уверяет главный шеф отеля Jimbaran Puri Bali, Микеле Греччо. – От вас требуется не только умение творить, но и быть очень дисциплинированным. И конечно, вы должны от души любить свое дело».
Вот как Микеле советует готовить гаспаччо с учетом местной любви к специям: «На одну порцию супа возьмите один большой помидор, по ломтику (примерно одна пятая) красного и зеленого болгарского перца, половинку огурца, лук и чеснок по вкусу, каплю соуса чили или «Табаско». Перемелите в ступе фенхель и кориандр, смешайте с лимонным соком до однородной массы и добавьте в суп на кончике чайной ложки. Приправьте солью и перцем по вкусу. Перемешайте все в блендере с несколькими каплями лимонного сока и оливкового масла. Готовить гаспаччо стоит как минимум за три часа до подачи, чтобы вкусы перемешались».
Однако 50% успеха любого блюда – правильная подача, уверяет шеф. «Для сервировки возьмите бокалы для мартини (высокие, треугольные). Перевернув пустой бокал, опустите его в блюдечко с маслом, а затем – в блюдечко с перцем. Налейте гаспаччо. Положите в него креветку. Подавайте очень холодным».
Храм Улувату
Один из самых красивых и значительных храмов на Бали посвящен Богу Моря. Он находится в местечке Улувату недалеко от Джимбарана: стоит на утесе у самого обрыва над Индийским океаном. Храм этот – действующий, а потому каждый день сюда приезжают тысячи паломников и туристов. Но главные хозяина здесь – обезьяны. Говорят, они живут там тысячелетиями. Правда это или нет – неизвестно, но вот что они ощущают себя абсолютными властителями территории – несомненно. Любуясь красотами храма, берегите свои личные вещи: воруют мартышки нещадно. Особенно любят очки, телефоны и брелоки, свисающие с рюкзаков.
Трудности перевода
Балийцы, во всяком случае в Убуде и Джимбаране, очень хорошо говорят по-английски – в отличие от многих жителей Индонезии и Азии. На рынках никто не делает не понимающие никакой европейский язык глаза, когда вы начинаете сбивать цену. Однако трудности перевода, помноженные на особенности местного восприятия, порой ведут к забавным результатам. Например, модный магазин женской одежды в Джимбаране называется Ladies Room (что вообще-то означает «женский туалет»). А на улице Убуда висит огромный плакат: «Продаются котята. Шоу-рум». Шоу-рум котят, именно так. Поступила весенняя коллекция.